Искать
Портал Районных и
Городских Изданий
Пермского Края
РАЙОНКА

Сайт «РАЙОНКА» знакомит вас с публикациями районных газет Пермского края. Районным газетам ресурс дает возможность организовать собственный аккаунт и создавать дайджесты самых последних новостей.

Маяк Приуралья

«Маяк Приуралья», муниципальная районная общественно-политическая газета
МУ «Информационный центр «Пресс-Уралье»

Директор - Останина Ирина Михайловна
Главный редактор – Власова Татьяна Геннадьевна
Адрес:
617830, г. Чернушка, б-р 48 стрелковой бригады, 1
Тел/факс: (34261) 4-40-40, 4-25-80, 4-25-36
E-mail: gazeta_mayak@mail.ru  

Моя жизнь в годы войны или Становление Учителя

В одном из апрельских номеров любимой газеты «Маяк Приуралья» прочла статью моей коллеги, ветерана педтруда Анфисы Савинцевой «В приданное – диплом и сухари». И всколыхнулось всё во мне: свою юность вспомнила, даже поплакала, читая газетный материал.
Действительно, я соглашусь с автором: жизнь хороша, особенно сейчас, хотя все удобства молодёжь воспринимает как должное. Но свои трудности и испытания есть у каждого поколения. Благодарю Бога, что и я сумела выстоять в лихую годину, потому что рядом жили и трудились очень отзывчивые и дружные люди. Мы сплотились против общего врага – проклятых фашистов.
Войну я встретила будучи на массовом гулянии в Чернушке. Эта весть заставила похолодеть, всё внутри сжалось, ведь землю нашу накрыло чёрное крыло. Но мы, стиснув зубы, выстояли, прошли через все испытания и победили. Каждый помогал, чем мог, даже маленькие дети вносили свою лепту.
Ботиночки
вскладчину
Я тогда училась в Сарапуле на 2 курсе педучилища. Здание казалось прекрасным, общежитие – рядом. В комнате было 18 человек. Жили дружно. В сентябре 41-го приехали и город не узнали. В нашей школе – военный завод, в общежитии разместились курсанты лётного училища. Нас разместили по квартирам. Учились в начальной школе №6 в 3 смену с 5 до 12 часов. После уроков изучали трактор, в выходные ходили в МТС. Вскоре беда пришла: из-за недоедания началась куриная слепота. С трудом нашли рыбий жир, кто-то из деревни принёс старый – бабушкин. Мы его делили по одной чайной ложке.
В мае выделили для нас участок ржаного поля. Копали лопатами. Один копает, другой солому убирает. Очень уставали, но никто не роптал. Картошку из хранилища носили вёдрами. К вечеру с заданием справились. За это нас накормили. Дали по 10 штук пельменей и по тарелке бульона.
Но вот учебный год кончается, а я всё ещё хожу в бурках с калошами. Как-то вызывают меня в учительскую. Думаю – на «причёску». А Валентина Семёновна достаёт красные ботинки и подаёт их мне. Я взяла и задумалась, держу, а она сказала, что они стоят 85 рублей. Я ботинки положила обратно. У меня не было денег. Она сказала, чтобы я попросила у всех по 2 рубля, а остальные добавят. Так я пришла на выпускной вечер в красных ботинках. На выпускной принесли цветы сирени, черёмухи, подснежники, столы накрыли простынями. Всем дали по бутылке газводы и хлеба. Прослушали мы хорошие пожелания и разошлись.
Мы уже учителя
1 сентября 1942 года началась у меня самостоятельная жизнь. Пришла я в РОНО, выдали трудовую книжку и направили в Кечур за 15 км от Пурги. Иду, а в руках чемодан. Там книги, планы, два пакетика порошка чернил, карандаши, тетради, бельё. Крендели с добавкой лебеды и парёнки сушёные, чашка, ложка, а сбоку подушка, байковое одеяло и мешок для матраса. Тяжело. Дороги не знаю. Хорошо, дед на телегу посадил и довёз до школы. Школа новая. Два класса, учительская и пионерская комната. В ней отец учительницы плёл лапти для колхозниц и их детей. Только плохо, что дети знали лишь удмуртский язык. Сначала сама его выучила, а потом детей учила русскому языку.
Всё – для фронта
Конечно же, в годы войны отправляли посылки бойцам: ходили в лес за опятами, их было очень много. Приносили и рассыпали на доски. Через два дня они уже сухие. Мы их зашивали в мешки и отправляли на фронт. Адрес полевой почты брали у детей, у которых родные на фронте. Посылки получали скоро, а нам в ответ писали благодарственные письма. Читали их перед строем учеников. Сначала учительница, а потом дети. Читали их и на колхозном собрании.
Жила я тогда в учительской, дед сколотил на чурках доски - кровать. Набили соломой наволочку – перина. Суп варила из опят, и на зиму их насушила. Но вскоре пришёл приказ переехать в М-Пургу, в среднюю школу.
Здесь дали квартиру, а в ней только одна печь. Планы писала на подоконнике, тетради линовала на полу. Потом дали скамеечку, сосед принёс старый топчан, сколотил, а стол принесли солдаты из пересылочного пункта. И охапку дров на первый случай. В школе дети обрадовались, что у них теперь своя учительница. Оба класса пошли ко мне на новоселье.
В классе повесили карту, и дети флажками обозначали, как идут дела на фронте.
Проводили много общественной работы. На собраниях читали лекции, доклады. Ходили в госпиталь, помогали санитаркам. Питались плоховато: 400г хлеба и всё, а за два года работы дали 200г сахара. Но мы не тужили. Жили весело, старались выжить и других спасали.
Два года там отработала и - в родную Чернушку. 15 августа 1944 года пришла в школу по ул. Горького, там весь коллектив начальных классов делал уборку. Моют, белят, чистят. Работы все распределены, и за 1 день школа была готова принять детей. Во 2-й класс пришли дети, с которыми я водилась ещё в детстве, и они часто называли меня мамой. Какой был хороший класс! Старались помочь фронту: собирали металлолом, лекарственные травы, бутылочки сдавали в аптеку.
Терпение и труд всё перетрут
В 1946 году я вышла замуж и поехали мы в деревню. Школы маленькие, приспособленные и парты трёхместные. Зато народ приветливый. У каждого бывала на дому, оказывала посильную помощь: напишу справку, заявление, доверенность. Много было и общественной работы.
Дети с детства были приучены к труду. Как радостно было слушать и детские разговоры: «Я до школы подоила 2 коров», или «я напоил телят в двух клетках» и т.д. Слушаешь и душа рада за будущее этих детей. Вырастут и найдут сами для себя счастье, а оно ведь в труде. Поэтому мы часто бывали на фермах с концертами, а если потребуется помогали и там.
Родители были рады, что дети не сидят без дела, а кто больше заработает трудодней, тех посылали в Пермь или в Чернушку на экскурсии.
Все выросли и стали достойными людьми, и живут во многих городах России. Только из Богатовки вышло 10 прекрасных учителей, есть и врачи и агрономы, бухгалтеры. Не верится, что они в то время ещё не знали электричества и никакой техники: 2 трактора и 2 машины было на деревню, а автобус-то и не видали. Но жили, трудились и были счастливы.
Теперь дети в детсад ходят, в светлые чистые школы, обеспеченные всем необходимым. И я уверена, что и это поколение будет крепким, сильным, выносливым, хозяином своей Родины.
Нина Чечихина,
ветеран педагогического труда, г. Чернушка
НА СНИМКЕ: семья Нины Чечихиной
Фото из личного архива
 

Страницы -



.
Яндекс.Метрика